Рисование: игра с карандашом
С того момента, как вы дали малышу карандаш и бумагу, он, подражая действиям взрослых, начал манипулировать с ними. Проводя карандашом по бумаге, он заметил, что карандаш оставляет след. Так возникают каракули.
Если вы будете сохранять плоды «рисовальной деятельности» своего ребенка, то через несколько лет перед вами предстанет поучительная картина того, как постепенно развертывается его способность изображать то, что он видит.
Малыш достаточно быстро понимает, что карандаш предназначен для нанесения линий, и совершенствуется именно в умении употреблять его. Самые первые каракули представляют собой прерывающиеся, слегка закругленные, с одинаковым слабым нажимом линии. Но постепенно движения ребенка становятся все более точными, а вместе с тем становятся более разнообразными и каракули, которые он наносит на бумагу. Теперь малыш начинает разглядывать их, сосредоточивать свое внимание на них. Одни каракули нравятся ему больше, другие – меньше. Те, которые ему нравятся, он повторяет многократно. Начертит – и замирает, рассматривая что получилось. Потом снова черкает карандашом по бумаге, стремясь повторить результат. И снова рассматривает свои каракули.
Возможно, ваш малыш не подпадает под общее правило, но чаще всего дети предпочитают многократно повторять те каракули, которые четко выражены, – прямые короткие линии (горизонтальные или вертикальные), точки, галочки, линии, похожие на спирали.
Изображают ли что-нибудь каракули малыша? Увы, в них мы напрасно стали бы искать то, что можно назвать изображением. Конечно, взрослые пытаются (будете пытаться и вы) показать ребенку, как рисовать солнышко, мячик, спрашивают его, что он нарисовал. Но на втором году жизни, как правило, ребенок остается глух к таким указаниям и вопросам. Он просто чертит каракули – и доволен этим...
Перелом наступает тогда, когда малыш начинает связывать некоторые из своих каракулей с каким-то предметом или человеком. В бессмысленных сочетаниях линий для него вдруг неожиданно проступает изображение предмета. Эта новая возможность так привлекательна для ребенка, что он, энергично нанося штрихи, начинает напряженно ждать того момента, когда что-нибудь у него «нарисуется». Он узнает предмет в таких сочетаниях линий, которые имеют с этим предметом лишь отдаленное сходство. В поисках сходства он увлекается настолько, что в одном «рисунке» видит сразу два изображения: «Окно... нет, это комод», «Дяденька... нет, барабан... Дяденька играет в барабан».
Постепенно у ребенка накапливается некоторый запас более или менее постоянных сочетаний линий, так называемых графических образов. Причем один графический образ изображает целый ряд предметов, имеющих порой весьма отдаленное, а порой и просто неуловимое сходство. Очень популярна у малышей замкнутая закругленная линия – она может прочитываться ребенком то как тетя, то как дядя, то как шарик.
Но все это только подступы к изображению предметов. Мы можем считать, что оно началось с того момента, когда малыш заявит нам, что он собирается нарисовать вот то-то и то-то. Учтите, что, заявляя это («Нарисую дядю... солнышко... зайчика...»), ребенок, собственно, вовсе не намеревается изображать сам предмет (это ему еще не под силу) – на бумаге возникнет графический образ, который он привык соотносить с этим предметом, но совершенно не имеющий порой, как мы уже отметили сходства ним. Недоумевать по этому поводу не следует и не следует думать, что ваш малыш такой неспособный к рисованию. Это закономерный этап, который ребенок должен миновать. Он будет все меньше и меньше удовлетворяться своим рисунком (нарисовал, а что нарисовал, и сам не помнит), осознавать, что и взрослые не понимают, что же он изобразил. Поэтому он начнет применять доступные ему графические образы для изображения только тех предметов, которые имеют заметное сходство с ними.
Начинаются поиски новых графических образов. Но если для каких-то предметов этих образов нет, малыш отказывается их рисовать, несмотря на настойчивые просьбы взрослых, предлагая взамен рисовать то, что он уже освоил. Мальчик категорически не соглашается изображать дом, человечка и птичку, но охотно предлагает: «Давай, я лучше нарисую, как пишут. Хочешь, я нарисую лесенку?» Вас не должно смущать поэтому, что у вашего ребенка резко сузится круг предметов, которые он рисует. Порой настолько сузится, что он будет рисовать изо дня в день что-нибудь одно (и даже название у него для этого особое появится, например «делать человечка»).
Некоторые образы малыш находит сам, другие возникают из подражания образам, которые дает взрослый. Всем хорошо известен типичный для детей третьего года жизни рисунок человечка в виде головонога: кружочек с точками и черточками внутри – это голова, от этого кружочка отходят линии, изображающие туловище и ноги. Конечно, этот графический образ возникает как подражание (в упрощенном виде) рисунку взрослого, построенному по принципу «точка, точка, запятая...»
«Творческий замысел» в рисовании решительно побеждает не сразу. До самого конца раннего детства можно наблюдать причудливое сочетание намеренности и случайности. Вот мальчик увлекся игрой с красками. Мажет бумагу и пытается осознать результат: «О! Тлава (трава). Сейчас по ней пойдет Кила (брат Кирилл)». Рисует головонога. Ставит красочные точки по всему полю листа: «Это будут птички! Сейчас еще что-нибудь получится!»
Видя, с каким увлечением малыши рисуют, мы порой не отдаем себе отчета в том, что рисование по замыслу – вещь для них сложная, требующая немалых усилий. Ведь надо поставить цель, выполнить рисунок, следя при этом за тем, чтобы получалось именно то, что задумал. Не удивительно, что творческие порывы будут сменяться отказом даже закончить то, что начал.
Бывает, что при отсутствии помощи и поддержки взрослого дети надолго задерживаются на стадии узнавания каракулей, доводя свои рисунки до своеобразного совершенства, создавая очень сложные сочетания линий, каждый раз новые. Вот мальчик, который так и не мог научиться рисовать по замыслу до пяти лет (пока не пошел в детский сад). Всякий раз, садясь рисовать, он говорил: «Сейчас посмотрим, что получится», – в какой-то момент причудливое сплетение линий вызывало у него некий образ, он давал рисунку название, дополнял его. Но в некоторых своих каракулях он, сколько ни напрягался, «видеть ничего не мог; тогда он с огорчением констатировал: «Ничего не получилось».
Поэтому вывод может быть один: мало дать ребенку бумагу, карандаши, краски. Мало научить его «технике» рисования – как держать карандаш, как проводить линии. Мало даже способствовать развитию его восприятия, научая различать формы, цвета, размеры. Надо еще обращать внимание на то, как складываются у малыша именно графические образы предметов, помогать ему накапливать запас этих образов, показывая, как нарисовать дорожку или мячик, солнышко или елочку.
Сказанное в значительной степени относится и к лепке, которой дети с удовольствием занимаются уже на третьем году жизни. Дайте своему малышу пластилин, глину, познакомьте его со свойствами этих материалов, с тем, как можно обращаться с ними. Важно, чтобы «техника» работы с материалом не становилась самоцелью. Когда вы показываете, что глина хорошо раскатывается, и учите малыша, оторвав кусочек, раскатывать его, то он должен вместе с тем понимать, что он делает палочку. Сплющивают кусочек глины для того, чтобы получить блин. Скатывают – и выходит шарик. После этого можно приступить к лепке знакомых малышу предметов, не слишком сложных, – морковки, куклы-неваляшки (состоящей из двух различных по величине шариков), лесенки (две длинные палочки и короткие перекладины между ними), грибка (толстая палочка и шляпка-блин). Перед тем как малыши начнут лепить, пусть хорошенько осмотрят то, что они собираются изобразить.
Конструирование в раннем детстве в основном выражается в разнообразных строительных играх. Уже в начале второго года малыш должен получить в свое распоряжение кубики и кирпичики (чем больше их размер, тем лучше), в дальнейшем ассортимент этот должен стать более разнообразным, включить в себя пластинки и трехгранные призмы, цилиндры и бочонки, строительные детали разных размеров и форм. И здесь родительская задача состоит в том, чтобы направить деятельность малыша. Сначала ему доступны совсем простые постройки: башня из 3-4 кубиков, дорожка. Потом он с вашей помощью научится строить дом, складывать машину, гараж для нее, стол и стул, диван и кровать, ворота.
Умения, которые он приобретет к трем годам, лягут в фундамент той деятельности, которая так широко развернется в дошкольном детстве.
Читайте также: Рисуем красками